Конспект НОД "Число и цифра 9"


ТЕМА:  «Число и цифра 9».
Занятие по математике для детей старшей группы детского сада.
Программное содержание:
1. Познакомить с составом числа 9.
2. Познакомить с цифрой 9.
3. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого   
    числа.
4. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур.
5. Развивать глазомер
6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.
Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), цифры от 1 до 9.
Раздаточный материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, палочки Кюизенера.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент /психологический настрой/:
«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас, математика сейчас».
Игра «Считай дальше».
Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.
Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.
- Соедини цифру и количество предметов.
- Назови соседей цифры.
- Назови последующую (за) цифрой 7, 5.
- Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.
- Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.
- Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.
Следующее задание дети выполняют за столами.
«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.
Шесть грибов нашел Вадим,
  А потом еще один.
  Вы ответьте на вопрос,
  Сколько он грибов принес? (7)
  Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)
- Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)
-Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)
            Семь малюсеньких котят
              Что дают им – все едят,
              А один сметаны просит
              Сколько всех котят? (8)
      А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек? (7+1=8)
У наседки моей
  Восемь славных детей
  Восемь милых, послушных цыплят
  Кто уметь считать?
  Кто мне может сказать?
  Сколько птиц поспешило гулять? (9)
  Как получилось число 9? (8+1=9)
«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами написания.
Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.
• На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/
• На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)
• Чем отличаются цифры девять и шесть?
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:
«Цифра «девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».
/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/
Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах,  День Победы? /9 мая/. А бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.
/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.
Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).
«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?
Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»
«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.
Успокоиться охота и приняться за работу!».
  Игровое упражнение «Зоопарк».
На столе игрушки  животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.
Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».
Дети игрушки  диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:
• «Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/
• Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/
Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.
/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/
Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/
 Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах бумаги):
   круг в центре листа;
  ромб в левом верхнем углу; 
-— овал в нижнем правом углу;
  2 квадрата в левом нижнем углу;
  прямоугольник вверху листа;
  2 треугольника внизу листа.
Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги  свободный? /дети отвечают - правый верхний/.
Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/
Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.
«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/
Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/
- Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/
- Обвести цифру 9.
- Заштриховать «соседей» цифры 9.
В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:
«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/
  На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/
  Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/
  1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»
Занятие заканчивается опросом:
- С какой цифрой мы познакомились?
- Сколько предметов обозначается этой цифрой?
- Как получить число 9?





Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

На земле говорят - и не ошибаются: "Воспитателем не становятся - им рождаются!" Ему Богом дан высший дар на века - вывест...