ТЕМА: «Число и цифра 9».
Занятие
по математике для детей старшей группы детского сада.
Программное содержание:
1.
Познакомить с составом числа 9.
2.
Познакомить с цифрой 9.
3.
Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого
числа.
4. Закрепить умение находить
признаки сходства и различия фигур.
5.
Развивать глазомер
6.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и
углы.
Демонстрационный
материал: мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки
животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка,
собака, кролик), цифры от 1 до 9.
Раздаточный
материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая
тетрадь, фасоль, палочки Кюизенера.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный
момент /психологический настрой/:
«Встало
солнышко давно, заглянуло к нам в окно,
На
урок торопит нас, математика сейчас».
Игра «Считай дальше».
Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая
мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с заданием /от 3 до
7, от 9 до 4/.
Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.
- Соедини цифру и количество
предметов.
- Назови соседей цифры.
- Назови последующую (за) цифрой 7,
5.
- Назови предыдущую (перед) цифру 4,
7.
- Назови число больше 6, 3, меньше
8, 5.
- Какая цифра стоит слева от 3,
справа от 7.
Следующее задание дети выполняют за столами.
«Вот задание. Слушайте внимательно
/повторение образования чисел 7 и 8/.
• Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос,
Сколько он грибов принес? (7)
Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала?
(6)
- Сколько он нашел потом? (1)
(положите синюю фишку)
-Сколько грибов он нашел всего?
Докажите (6+1= 7)
• Семь малюсеньких котят
Что дают им – все едят,
А один сметаны просит
Сколько всех котят? (8)
А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек?
(7+1=8)
• У наседки моей
Восемь славных детей
Восемь милых, послушных цыплят
Кто уметь считать?
Кто мне может сказать?
Сколько птиц поспешило гулять? (9)
Как
получилось число 9? (8+1=9)
«Ребята,
посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами
написания.
Обведите
цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.
•
На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/
•
На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой
9.)
•
Чем отличаются цифры девять и шесть?
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:
«Цифра
«девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,
Если
на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».
/Предложить
детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/
Где
мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах, День Победы? /9 мая/. А бывает 9-ый день
недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать,
нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9
из фасоли.
/Дети
выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.
Физ.
Минутка «Как живёшь?» (повторяется
2 раза).
«На
каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.
Как
живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?
Ждёшь
обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»
«Пошалили
мы сейчас, но занятие у нас.
Успокоиться
охота и приняться за работу!».
Игровое упражнение «Зоопарк».
На
столе игрушки животных: волка, лисы,
зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.
Воспитатель
предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить
животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».
Дети
игрушки диких животных помещают в
«Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:
•
«Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/
•
Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/
Ребята
для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных
рисуют план зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем
его рисовать из геометрических фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.
/Предложить
детям видеоролик «Геометрические фигуры»/
Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/
Воспитатель просит детей разместить
геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах бумаги):
— круг в центре листа;
— ромб в левом верхнем углу;
-—
овал в нижнем правом углу;
— 2 квадрата в левом нижнем углу;
— прямоугольник вверху листа;
— 2 треугольника внизу листа.
Сколько
животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/.
Сколько животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами
отметьте любую геометрическую фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на
листе бумаги свободный? /дети отвечают -
правый верхний/.
Воспитатель
подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/
Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.
«Нужно
взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/
Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/
-
Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/
-
Обвести цифру 9.
-
Заштриховать «соседей» цифры 9.
В
процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:
«Стоит
в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/
На двери весит замок /ладони встречаются в
общем кулаке/
Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в
разные стороны/
1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы
вновь встречаются друг с другом/»
Занятие заканчивается опросом:
-
С какой цифрой мы познакомились?
-
Сколько предметов обозначается этой цифрой?
-
Как получить число 9?
Комментариев нет:
Отправить комментарий